Пожалуй, моторное масло можно назвать самым главным «расходником», без которого работа силового агрегата в принципе невозможна. В зависимости от объема двигателя для нормального функционирования ему требуется разный объем масла. Соответственно, чем его меньше — тем быстрее оно перестает выполнять свои функции. В составе любого масла содержаться специализированные присадки, которые не дают ему быстро изнашиваться и позволяют сохранить заданную вязкость на протяжении всего срока службы. По этой причине важно покупать моторное масло надежных торговых марок, дабы быть уверенным, что оно отработает положенный для него пробег и моточасы. И при этом не важно, в каких бы условиях не эксплуатировался двигатель, причины старения масла всегда одинаковы. Рассмотрим их подробнее.
Почему масло «стареет»?
Как известно, моторному маслу приходится работать в довольно жестких условиях. Так, температура внутри мотора может достигать отметки в 150С. Масляная пленка, которая образуется на стенках зеркала цилиндров, не сгорает во время воспламенения топлива лишь по той причине, что масло за счет присадок обеспечивает высокую степень теплопроводности. К слову, самая высокая температура нагревания масла фиксируется на поршневых кольцах (вплоть до 300С), где критические значения нагрева обусловлены трением и близостью камеры сгорания. Именно перегрев масла становится основополагающим фактором, провоцирующим его разрушение. Старое либо некачественное масло под воздействием высоких температур провоцирует появление нагара, лаковых отложений и масляного шлама. Продукты распада загрязняют смазочный материал, за счет чего он со временем темнеет и это еще раз подтверждает, что покупать нужно моторное масло надежных торговых марок.
Срок службы масла напрямую зависит от условий работы мотора и исправности системы охлаждения. К слову, чем сильнее обдувается картер во время движения — тем лучше для масла, поскольку, таким образом, оно дополнительно охлаждается.
Жесткие условия работы масла обусловлены не только неблагоприятным температурным режимом, но и наличием картерных газов, содержащих в себе всю таблицу Менделеева. В частности, они представляют собой смесь азотистой, сернистой, серной и азотной кислот, которые вдобавок ко всему взаимодействуют с продуктами сгорания топлива. Данные вещества губительны для присадок, содержащихся в масле. Чтобы нейтрализовать действие кислот, все без исключения синтетические масла изготавливают на щелочной основе. Во время контакта масла и кислот происходит реакция нейтрализации, предупреждая тем самым выход силового агрегата из строя.
В процессе трения металлических частей ДВС при работе неизбежно образуется мелкая металлическая стружка, которая неизбежно попадает в масло. Чрезмерная металлизация масла может привести к повышенному износу трущихся узлов и к загрязнению мелких масляных каналов, в результате чего определенные части двигателя будут получать смазку не в полном объеме. Особенно губительно действие загрязненного масла во время холодных пусков и при высоких оборотах мотора, поскольку в этих случаях смазочный материал не проходит через фильтр, вместо этого проходя напрямую через редукционный клапан масляной помпы. Так или иначе, не следует допускать чрезмерного загрязнения масла, поскольку в таком состоянии оно попросту не может выполнять свои предопределенные функции.