Этот автомобиль, созданный больше тридцати лет назад, по сути, являлся полной противоположностью своего предшественника – ГАЗ-13. Да, многое в них имеет противоположные значения. Так, например, если ГАЗ-13 в плане внешности получился роскошным и вычурным, что только всячески подчёркивалось, а салон был больше следствием из дизайна, то его преемник был наоборот – «внутри больше, чем снаружи». К тому же так и тянет провести ретроспективу: ГАЗ-13 – массивные и вычурные американские дредноуты, а ГАЗ-14 – строгие и более рациональные немецкие седаны. Однако наиболее полно эта, прямо скажем, противоположность проявляется в судьбе обоих членов семейства – если ГАЗ-13 с самого начала и до конца купался и купается в лучах славы, то ГАЗ-14 стал более недоступным по статусу, а в конце своей «юности» незаслуженно обхаянным и забытым. Хотя сейчас имея желание можно восстановить данный автомобиль и купить запчасти на ГАЗ-14 "Чайка" в интернет-магазине Автоклассика и тем самым дать вторую жизнь столь недоступному авто в прошлом.
История ГАЗ-14
Необходимость замены откровенно устаревающей «Чайки» возникла ещё в середине 1970-х и была выражена многими факторами. Во многом это обуславливалось взятие в качестве образца американской моды, характеризовавшейся скоротечностью и непостоянностью. К тому же пальма автомобильного фаворитизма постепенно начала смещаться в Европу, где сформировалось несколько влиятельных школ. Пожалуй, доминировали здесь немецкие машины, характеризовавшиеся строгостью форм, подчёркнутым рационализмом, но вместе с этим элегантностью, повышенной безопасностью и комфортом. И своеобразным лидером в этой нише «национальной гордости немцев» становится компания Mercedes-Benz со своим S-классом. Дабы соответствовать мировым тенденциям, горьковские инженеры, да и не только они, начинают аккуратно применять положительный опыт своих заграничных коллег, адаптируя его к «национальному колориту». В этом они расходились со своими московскими коллегами, продолжавшими «без разбора» брать опыт американцев.
Однако, как следует из негласной традиции горьковского автомобилестроения о преемственности поколений, новый автомобиль должен был брать всё самое лучшее от своего предшественника. Так и поступили с проектом «Чайка-2». Будущий ГАЗ-14 унаследовал многие черты ГАЗ-13: оригинальную внешность, повышенный комфорт, хорошую динамику и управляемость, правда, несколько сменив при этом ориентиры и возведя всё перечисленное в квадрат. Однако отбор нужных качеств черпался в том числе и из американского автопрома, что особенно чётко прослеживается в первых прототипах. Но, всё же признав подобные решения бесперспективными, дизайнеры находят выход из ситуации в конкурсе, в коем побеждает молодой выпускник Станислав Волков. Именно по его проекту и ведётся дальнейшая деятельность конструкторов.
Техника «Чайки» за долгие годы конвейерной жизни всё ещё оставалась актуальной, поэтому особенно ничего кроме рамы и двигателя, ставшего мощнее, не изменилось. Однако крайне кардинально изменился экстерьер/интерьер, если не сказать в корни. В первую очередь, следуя общемировой моде, горьковские инженеры довольно существенно снизили кузов, при этом расширив его, поэтому у неподготовленного зрителя сего зрелища возникает некое ощущение «баржи». Второй главной особенностью кузова является его «плоскопараллельность», что было совершенно не характерно предыдущей «Чайке». Присутствуют здесь и черты немецкого дизайна вроде «ступенчатых» задних фонарей и некоторых других черт, но всё же есть и американские черты, поэтому кузов ГАЗ-14, скорее, является неким компромиссом между двумя упомянутыми школами или даже обобщённым обликом современного автомобиля.
Но, как уже говорилось, «внутри здесь больше, чем снаружи». Салон нового автомобиля просто поражает своей элегантной стилистикой. Кардинально изменилась приборная панель, окончательно отойдя от традиций ЗИМа, перейдя в подобие консоли или даже рабочего места. Кстати, позже подобная, но весьма упрощённая применялась и на «Волге» ГАЗ-3102, стилистика которой почти полностью соответствует таковой «старшей сестры». Ещё одним новшеством салона стали сидения, выполнявшиеся из исключительно качественных дорогих материалов, приобретших фактуру аналогичного авто немецкой марки Mercedes-Benz модели W116. Активно применяется здесь и электроника, а именно «навороченный» радиоприёмник марки «Radiotehnika» с кассетным проигрывателем, управление которым осуществлялось задним пассажиром. Кстати о пассажирах. Как и прежде, здесь присутствовали неудобные страпонтены, доставшиеся ещё от ЗИМа, но задний диван стал подчёркнуто двухместным, причём не только по расшивке и наличию двух подголовников, но и по центральному откидному подлокотнику. Для них же предполагалась установка качественного и эффективного отопителя, а также импортного японского кондиционера (!), располагавшегося в багажнике.
После прохождения суровых испытаний новая «Чайка» была поставлена «на поток» в 1977 году. Назвать это производство массовым язык никак не повернётся, ибо за двенадцать лет своей жизни было произведено около тысячи ста экземпляров, что можно считать абсолютным антирекордом. По сравнению с ГАЗ-13 эта машина стала ещё более закрытой и недоступной, а покончено с ней было в результате Горбачёвского курса «на демократизацию», в результате которой было уничтожено не только само производство, но и оборудование и документация. Такой бесславный конец ожидал машину, которой сулили большое будущее.