Как известно, по способу защиты кузова от коррозии существует два направления. Это — пассивный и активный виды защиты.
При пассивных методах защиты используются различные покрытия кузова, отделяющие поверхность металла от соприкосновения с окислительными факторами, такими как кислород и вода, с растворенными в ней различными солями, играющими роль своего рода электролита, что и приводит к электрохимическим процессам окисления железа кузова, образуя оксид железа — обычную ржавчину.
Некоторые производители автомобилей на этапе изготовления «макают» кузов будущего авто в расплавленный цинк. Так называемый метод горячего цинкования. В результате железная поверхность покрывается тонким слоем цинка, который предотвращает доступ кислорода и воды с солями к поверхности железа, увеличивая срок службы кузова от 10 и выше лет.
На втором месте по защитным качествам – гальванический метод оцинковки. Менее эффективен, чем горячий метод. На третьем — метод холодной оцинковки, представляющий из себя покрытие кузова цинкосодержащими лакокрасочными материалами. Он не дает надежной защиты.
Следующий способ пассивной защиты — это оклейка авто пленкой, иногда выполняют покрытие лишь некоторых элементов, которые максимально подвержены коррозии, но иногда и весь кузов. Кроме этого такой способ еще придает Вашему авто оригинальный вид без порчи лако-красочного покрытия. Такое покрытие некритично к высоким перепадам температуры и достаточно надежно защищает кузов.
Четвертый способ пассивной защиты кузова автомобиля — барьерный. Он используется как профилактика от механических воздействий на кузов при езде по бездорожью. Например, от воздействия бьющих по кузову летящих камней и веток деревьев. В его арсенале пластиковые подкрылки, обвесы, спойлеры, различные защитные конструкции для днища и всевозможные мастики на основе битума и резины. Сюда же можно отнести различные способы грунтования кузова под лакокрасочное покрытие. Например, железным или свинцовым антикоррозийным суриком.
Но эти покрытия вместе с лакокрасочным все равно обладают свойством пропускать влагу к металлу кузова и способны лишь отдалить начало процесса коррозии. Перед грунтованием кузова его можно обработать антикоррозийными жидкостями на основе ортофосфорной кислоты. Такая обработка по металлу создает защитную оксидную пленку, а также «замораживает» места, уже покрытые ржавчиной, которая в дальнейшем уже не будет распространяться дальше. Фосфатная обработка намного увеличивает надежность грунтовых покрытий.
Активным видом защиты кузова от коррозии является катодная. Это достаточно эффективный метод защиты, представляющий из себя взаимодействия между жертвенными пластинами-электродами из цинка, меди или нержавейки и поверхностью кузова. Площадь пластин электродов круглой или прямоугольной формы – 4-10 квадратных сантиметра, воздействует примерно на 36 квадратных сантиметра кузова.
Электроды крепятся к кузову через изолирующий слой. Например, при помощи эпоксидного клея. К электродам подводится плюсовой потенциал от аккумуляторной батареи через сопротивление резисторов для ограничения тока. На кузове всегда минус. Такая система защиты очень удобна при ее применении в труднодоступных местах кузова. Она работает как гальваническая пара между электродами и поверхностью кузова во влажной окружающей среде, при этом происходит разрушение жертвенных электродов, играющих роль анода. В сухую погоду система не работает.
При обработке скрытых полостей кузова, таких, как пороги, полости ланжеронов и дверей, необходимо предусмотреть не только наличие специальных пробок от попадания в них грязи, но и возможность их проветривания.
Коррозия кузова зависит так же и от условий хранения автомобиля. Например, в зимнее время года стоянка на улице или холодный гараж предпочтительнее хранения в теплом гараже, так как при эксплуатации автомобиля зимой в нишах днища скапливается снег, который при плюсовых температурах, превратившись в воду, успешно разрушает кузов.