Одним из важнейших компонентов современных двигателей является моторное масло. Его функции не ограничиваются «смазкой» двигателя. Оно выполняет множество функций и, помимо снижения трения, оно отводит тепло от фрикционных деталей, уплотняет поршни в цилиндрах, удаляет нежелательные отложения в нем и, что не менее важно, защищает компоненты двигателя от окисления и коррозии.
По технологии производства моторные масла делятся на:
- – Минеральные масла – созданы полностью на натуральной основе в процессе рафинирования.
- – Полусинтетические масла – также созданные из нефтепродуктов. Они получены из нефтяного фракционирования.
- – Синтетические масла, такие как масло 5 w 40 – получают в лабораториях, путем разрушения молекул, которые составляют различные вещества, которые затем рекомбинируются с отдельными атомами для создания новых синтетических соединений. Этот синтез полностью контролируется, и, таким образом, достигается контролируемое качество и чистота масляных компонентов.
Вязкость
Одним из основных свойств моторного масла является его вязкость (плотность) и его изменение при разных температурах. Класс вязкости моторных масел определяется в соответствии с общепринятым стандартом SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности). Согласно этому стандарту, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Наиболее предпочтительными для наших широт являются всесезонные масла. Они имеют двойное обозначение, например 10W40. Число перед знаком W указывает на низкотемпературные свойства масла. Чем ниже число, тем легче запустить двигатель при низких температурах. Цифра после знака W обозначает вязкость масла.
По своей вязкости наиболее распространенными классами масел являются:
– Минерал: 10W-40, 15W-40. Они обеспечивают базовую защиту для разных двигателей. Они требуют более частой замены масла.
– Полусинтетические: 5W-30, 10W-40, 15W-40. Они дают лучшую защиту двигателя. Увеличено время от замены до замены.
– Синтетика: 0W-30, 0W-40, 5W-40. Снижение износа в результате более прочной масляной пленки, более легкий запуск при низких температурах. Лучшая производительность при высоких рабочих температурах двигателя, предотвращает образование накипи и отложений.
Точная вязкость указывается производителем двигателя. Производители обычно допускают некоторые изменения вязкости, что дает нам больше свободы в выборе масел.
В дополнение к обозначениям SAE, каждое масло, продаваемое на рынке, имеет как минимум еще одно обозначение. Это знаки качества масла согласно ACEA и API.
Классы ACEA: от «A1» до «A3» предназначены для бензиновых двигателей, от «B1» до «B3» для дизельных двигателей.
Качественное масло крайне важно для бесперебойной работы двигателя, поэтому не стоит идти на компромисс по его выбору.
Какое масло выбрать и как часто его менять?
Существует несколько основных факторов, влияющих на выбор подходящего масла и интервал замены. Обратите внимание на маркировку масла. Согласно классификации качества, хорошее масло должно соответствовать как минимум ACEA A3 / B3 и API SJ, SL / CF. Познакомьтесь с конкретными требованиями автопроизводителя.
Если вы не первый владелец автомобиля, выясните, какое масло (минеральное, полусинтетическое, синтетическое) использовалось ранее.
Пробег автомобиля также имеет важное значение. Если машина новая и проехала около 100 тысяч. км., работая на синтетическом масле, целесообразно заливать такое же масло. Для новых двигателей это является обязательным условием, поскольку обеспечивает высококачественную смазку и защищает двигатель.
Если автомобиль проехал от 100 до 150-180 тыс. км., можно продолжать использовать синетическое масло, или перейти на полусинтетическое. По мере увеличения пробега меняйте масло с синтетического на полусинтетическое.
Каждый автопроизводитель указывает, когда следует заменить масло. Обычно это происходит, когда пробег достигает 10-11 тыс. км от последней смены. С новенькими автомобилями первая смена может проходить на 15-20 тыс. км. Для автомобилей с турбонаддувом рекомендуется менять масло с пробегом около 8-9 тыс. км, так как моторное масло также смазывает турбину. Такие факторы, как количество холодных запусков (больше конденсата в холодном двигателе), температура окружающей среды, износ двигателя и эффективность выпускного клапана, также важны для интервалов замены.
p.s. Никогда не покупайте масло в сомнительных магазинах или в сомнительной упаковке без указания качества или вязкости. К сожалению, в мире много подделок мировых брендов масел, поэтому будьте осторожны и доверяйте только проверенным магазинам и ремонтным мастерским.