Этот автомобиль, созданный больше тридцати лет назад, по сути, являлся полной противоположностью своего предшественника – ГАЗ-13. Да, многое в них имеет противоположные значения. Так, например, если ГАЗ-13 в плане внешности получился роскошным и вычурным, что только всячески подчёркивалось, а салон был больше следствием из дизайна, то его преемник был наоборот – «внутри больше, чем снаружи». К тому же так и тянет провести ретроспективу: ГАЗ-13 – массивные и вычурные американские дредноуты, а ГАЗ-14 – строгие и более рациональные немецкие седаны. Однако наиболее полно эта, прямо скажем, противоположность проявляется в судьбе обоих членов семейства – если ГАЗ-13 с самого начала и до конца купался и купается в лучах славы, то ГАЗ-14 стал более недоступным по статусу, а в конце своей «юности» незаслуженно обхаянным и забытым. Хотя сейчас имея желание можно восстановить данный автомобиль и купить запчасти на ГАЗ-14 "Чайка" в интернет-магазине Автоклассика и тем самым дать вторую жизнь столь недоступному авто в прошлом.
История ГАЗ-14
Необходимость замены откровенно устаревающей «Чайки» возникла ещё в середине 1970-х и была выражена многими факторами. Во многом это обуславливалось взятие в качестве образца американской моды, характеризовавшейся скоротечностью и непостоянностью. К тому же пальма автомобильного фаворитизма постепенно начала смещаться в Европу, где сформировалось несколько влиятельных школ. Пожалуй, доминировали здесь немецкие машины, характеризовавшиеся строгостью форм, подчёркнутым рационализмом, но вместе с этим элегантностью, повышенной безопасностью и комфортом. И своеобразным лидером в этой нише «национальной гордости немцев» становится компания Mercedes-Benz со своим S-классом. Дабы соответствовать мировым тенденциям, горьковские инженеры, да и не только они, начинают аккуратно применять положительный опыт своих заграничных коллег, адаптируя его к «национальному колориту». В этом они расходились со своими московскими коллегами, продолжавшими «без разбора» брать опыт американцев.
Однако, как следует из негласной традиции горьковского автомобилестроения о преемственности поколений, новый автомобиль должен был брать всё самое лучшее от своего предшественника. Так и поступили с проектом «Чайка-2». Будущий ГАЗ-14 унаследовал многие черты ГАЗ-13: оригинальную внешность, повышенный комфорт, хорошую динамику и управляемость, правда, несколько сменив при этом ориентиры и возведя всё перечисленное в квадрат. Однако отбор нужных качеств черпался в том числе и из американского автопрома, что особенно чётко прослеживается в первых прототипах. Но, всё же признав подобные решения бесперспективными, дизайнеры находят выход из ситуации в конкурсе, в коем побеждает молодой выпускник Станислав Волков. Именно по его проекту и ведётся дальнейшая деятельность конструкторов.
Техника «Чайки» за долгие годы конвейерной жизни всё ещё оставалась актуальной, поэтому особенно ничего кроме рамы и двигателя, ставшего мощнее, не изменилось. Однако крайне кардинально изменился экстерьер/интерьер, если не сказать в корни. В первую очередь, следуя общемировой моде, горьковские инженеры довольно существенно снизили кузов, при этом расширив его, поэтому у неподготовленного зрителя сего зрелища возникает некое ощущение «баржи». Второй главной особенностью кузова является его «плоскопараллельность», что было совершенно не характерно предыдущей «Чайке». Присутствуют здесь и черты немецкого дизайна вроде «ступенчатых» задних фонарей и некоторых других черт, но всё же есть и американские черты, поэтому кузов ГАЗ-14, скорее, является неким компромиссом между двумя упомянутыми школами или даже обобщённым обликом современного автомобиля.
После прохождения суровых испытаний новая «Чайка» была поставлена «на поток» в 1977 году. Назвать это производство массовым язык никак не повернётся, ибо за двенадцать лет своей жизни было произведено около тысячи ста экземпляров, что можно считать абсолютным антирекордом. По сравнению с ГАЗ-13 эта машина стала ещё более закрытой и недоступной, а покончено с ней было в результате Горбачёвского курса «на демократизацию», в результате которой было уничтожено не только само производство, но и оборудование и документация. Такой бесславный конец ожидал машину, которой сулили большое будущее.