Разные производители подвесных лодочных моторов указывают разные методы и сроки обкатки. В среднем, процесс обкатки занимает около 6-8 часов. Эксперты рекомендуют использовать качественное масло и придерживаться алгоритма обкатки, описанного в инструкции. Кроме этого советуем совершать покупку мотора в таких специализированных магазинах как https://dvakapitana.com.ua/podvesnye-motory/benzinovye/mercury/, тем самым вы получите полный набор рекомендаций по уходу за агрегатом. В любом другом случае, можно воспользоваться универсальным планом обкатки, приведенным в данном материале.
Обкатка основных узлов двигателя
Смысл обкатки заключается в постепенной подаче нагрузки на все основные узлы подвесного мотора для подготовки к дальнейшему более интенсивному использованию и выявлению возможных неполадок и брака.
Коленвал
Основа коленвала — подшипники качения или подшипники скольжения. Первая разновидность характерна для двухтактных моторов, вторая — для четырехтактных. В двигателях с высококачественными деталями сильного трения между подшипниками не возникает, благодаря чему сильной практической необходимости в обкатке нет. Некоторые специалисты отмечают быстрый износ роликовых подшипников с так называемыми колотыми обоймами (чаще всего подшипники такого типа используются в составе неразборного коленвала). Как показывает опыт, роликовые подшипники не только не уступают подшипникам другого типа, но и превосходят их по долговечности. Благодаря большему пятну контакта, подшипник-ролик также демонстрирует повышенную эффективность в работе.
Подшипники скольжения, применяемые в редукторе большинства четырехтактных моторов, работают на масле. Благодаря этому непосредственного контакта между частями подшипника не происходит, и срок его службы значительно увеличивается. У малых моделей моторов смазка осуществляется с помощью масляного тумана, возникающего в процессе работы коленчатого вала. В средних и больших двигателях смазка осуществляется благодаря системе подачи масла под давлением.
Использование качественного масла — основной залог успешной работы коленвала. Стандартные подшипники качения могут проработать на промывочном масле около минуты, после чего наступает заклинивание коленвала. Если подобная поломка все же произошла, рекомендуется немедленно прекратить работу и обратиться в сервис лодочных моторов.
Поршневые кольца и цилиндр
Основная нагрузка при работе мотора приходится на кольца, которые со временем сильно стираются. Износ поршня может наступить тогда, когда зазор слишком велик или не сохраняется тепловой режим — как правило, для качественных моторов подобные проблемы нехарактерны. Браком считается зазор более 30 градусов. При использовании бракованных колец без соответствующей обкатки может понадобиться срочный ремонт лодочного мотора — поршень может заклинить, также может значительно упасть компрессия. Почему это происходит?
После воспламенения горючего в двигателе образуется газ, который создает высокое давление и заставляет работать коленвал. Если зазор невелик, кольца отдают тепловую энергию цилиндру, который эффективно охлаждается водой, а также не пропускают сильно разогретые газы и потому мало нагреваются. Если зазор слишком велик, кольца нагреваются так сильно, что их металл претерпевает необратимые изменения и теряет прочность. Зазор сильно увеличивается, в результате чего мощность мотора заметно падает.
Редуктор
Шестерни должны выдерживать значительные нагрузки и как правило изготовляются из высокопрочного металла. Есть и исключения — например, у большинства двигателей шестерни произведены порошковым методом. Эта инновационная технология подразумевает изготовление деталей из металлической крошки и позволяет быстро создать достаточно прочные изделия. Основной проблемной порошковых шестерен является несовершенная поверхность в области зубьев. Во время работы редуктор с такими шестернями может вырабатывать излишне много металлической стружки, что неблагоприятно влияет на долговечность узлов мотора. Как отмечают специалисты, процесс обкатки как таковой не влияет на срок службы редуктора — если на поверхности шестерней есть выступающие металлические частицы, они так или иначе сотрутся, скорость процесса зависит лишь от нагрузки на двигатель. Как продлить срок межремонтной эксплуатации редуктора?
Главный залог успеха — правильный и регулярный уход за двигателем. Если для редуктора в продаже доступны специальные магнитные пробки, лучше вложить в средства в их покупку. Масло для мотора необходимо менять дважды в сезон. При выборе масла не стоит экономить — качественное масло улучшит производительность мотора и сохранность его узлов, а также позволит сэкономить до 2-3% горючего. Покупка дешевого масла не только обойдется значительно дороже в долгосрочной перспективе, но и не позволит заметно сэкономить — при ежегодной замене требуется не такой большой объем масла. Узнать наиболее подходящие марки масла можно из инструкции по пользованию двигателем, а также проконсультировавшись с официальным дилером производителя мотора.
Универсальный режим обкатки
Общий алгоритм обкатки подходит практически для любой модели двигателя и пригодится в том случае, если инструкция потеряна, а обкатать двигатель нужно незамедлительно.
Для лучшей сохранности мотора требуется соблюдать ряд несложных правил. Перед запуском двигатель необходимо неторопливо прогреть. В ходе обкатки нужно следить за тем, чтобы смена уровня нагрузки и оборотов не была излишне резкой.
Универсальный режим обкатки включает в себя пять двухчасовых этапов работы: работу на холостом ходу, работу на малых оборотах, работу на средних оборотах, работу в три четверти от мощности и работу на полных оборотах.
После успешного завершения обкатки требуется полное техобслуживание двигателя, в рамках которого производится замена масла, проверка компрессии и величины холостых оборотов. Если обкатка производится при низкой температуре воздуха, во время ТО лучше очистить или поменять свечи. Если в инструкции рекомендуется добавить в топливо больше масла, лучше использовать более горячие свечи — это позволит уменьшить количество нагара.
Если дополнительные время-затраты Вам ни к чему, обкатка, ТО и проверка лодочного мотора могут быть произведены в сервисном центре. Высокое качество услуг позволит сохранить фирменную гарантию и максимально увеличить срок эксплуатации лодочного двигателя.