Бензин производится на нефтеперерабатывающих заводах. Процесс переработки начинается с дистилляции, что позволяет разделять масло на различные формы. Отдельные дистилляционные формы подвергают дальнейшей обработке, чтобы получить так называемые базовые вещества, которые могут использоваться горюче-смазочный материал.
Для того, чтобы быть подходящим топливом для современного автомобиля, бензин должен соответствовать ряду требований относительно его летучести, октанового числа, и образованию отложений в двигателе.
Нефтеперерабатывающие заводы могут удовлетворять этим требованиям путем смешивания различных базовых веществ, и их выбор зависит от затрат, мощности нефтеперерабатывающего завода и качества имеющегося нефтяного сырья. В процессе смешивания бензина обычно используются следующие базовые материалы: бутан, изопентана, бензин из первой дистилляции, риформинг низкого давления, риформинг для среднего давления, риформинг высокого давления.
Физические свойства бензина оказывают огромное влияние на всю топливную систему и процесс сжигания. При проектировании системы подачи топлива на двигатель предполагается определенный диапазон плотности бензина. Например, в Европе обычный неэтилированный бензин должен иметь плотность в диапазоне от 0,725 до 0,78 г/см3, тогда как в США 0,745-0,765 г/см3. Однако по мере увеличения плотности летучесть бензина уменьшается, а слишком низкая летучесть может вызвать проблемы при работе транспортных средств при низких температурах. С другой стороны, слишком высокая летучесть может вызвать проблемы при высоких температурах, в частности, при блокировании пара.
Еще одной важной особенностью бензина является октановое число. Октановое число определяет устойчивость бензина к самовоспламенению и детонации горения. Поэтому минимальное октановое число также указано в спецификациях.
Октановое число может быть увеличено некоторыми добавками. В прошлом для этой цели широко использовались свинцовые никели. Однако с введением катализаторов в семидесятые годы потребление этилированного бензина начало снижаться, и в конце 1990 года лизированный бензин был полностью отозван. На некоторых рынках, однако, появились другие добавки.Также можно использовать ароматические соединения, спирты и сложные эфиры с высоким октановым числом для увеличения октанового числа бензина.
Однако нормативы по бензину выходят далеко за пределы плотности, летучести и октанового числа. Строгие требования к выбросам в окружающую среду стимулируют разработку переформулированного бензина, который должен отвечать дополнительным требованиям по химическому составу. В частности, контролируется содержание ароматических веществ, олефинов и серы.
Производство переработанного бензина просто подчеркивает важность конкретных характеристик топлива – его влияние на выброс. В Соединенных Штатах провели исследования, позволившие снизить содержание серы в бензине до 90%, что соответствует от 300 ppm до 30 ppm в год. Следующая программа понизила свой предел до 10 ppm в год, начиная с 1 января 2017 года. Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Текущие изменения в охране окружающей среды и требования по сокращению вредных выбросов в атмосферу обусловливают все более широкое использование новых базовых веществ, полученных путем каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования, а также окисленных компонентов и этанол. Во многих странах смешивание оксигенатор является обязательным в соответствии с действующим законодательством. Состав бензина оказывает значительное влияние на долговечность двигателя. Например, олефины, содержащиеся в бензине в результате окисления, образуют каучуковые отложения. Они могут вызывать различные проблемы, такие как блокировка топливных фильтров, форсунок, прилипание отложений на входе и поршневых клапанах, поршневых кольцах. Это увеличивает расход топлива, влияет на работу двигателя, и, в последствии, может привести к его отказу. Обработка бензина моющими присадками помогает поддерживать чистоту двигателя, снижая уровень образования отложений в 10-20 раз.